ЗИМНИЕ ГАДАНИЯ
Страница 1 из 1
ЗИМНИЕ ГАДАНИЯ
У славянских народов большая часть гаданий приурочивалась к Святкам, хотя существовали и предрождественские гадания, проводившиеся в дни зимних святых. Вечер по Екатерину-Санницу (7 декабря) считался подходящим для ворожбы о суженом, хотя гаданиями занимались не только девушки, но и неженатые парни, желавшие знать, какие им суждены невесты. Наиболее популярными в этот день были гадания на сон: девушки клали под подушку кусок хлеба и загадывали увидеть во сне своего суженого.
День памяти Андрея Первозданного (13 декабря) считался в народе одновременно опасным и чудесным. Обычай гадать в Андреев день, как в день великомученицы Екатерины, был связан с присутствием в это время в мире особых потусторонних сил, могущих открыть будущее.
Традиционные гадания вечером Андреевого дня были следующими:
- девушка, желающая увидеть своего суженого во сне, сеяла в горшок с землей лен, а затем, прочитав над ним «Отче наш», девять раз стоя, девять раз на коленях и столько же раз сидя, приговаривала: «Святой Андрею, я на тебя лен сею, дай же мне знати, с кем я буду той лен рвати»;
- вечером девушки выбегали во двор и обхватывали колья забора, широко раскинув руки. Затем колья пересчитывали, и четное количество предвещало замужество в будущем году;
- в вечернее время девушки по очереди трясли забор или фруктовое дерево и, вслушиваясь в производимый ими шум, старались разобрать отдельные слова, указывающие на их будущее (имя суженого, откуда он родом, и тому подобное).
В некоторых областях гадания проводились в день памяти святой великомученицы Варвары (17 декабря), с которого начинались трехдневные Николины святки (молодежь с этого времени начинала готовиться к «настоящим» Святкам – шили наряды, мастерили маски для ряженья), продолжавшиеся до дня поминовения святого чудотворца Николая (19 декабря) – одного из наиболее почитаемых на Руси святых.
В Николин день особой популярностью пользовались подблюдные гадания, в которых принимали участие большие группы молодежи, главным образом девушки.
Ну и, конечно же, самым важным гадательным периодом не только в зимнюю пору, но и во всем году были Святки - период от Рождества до Крещения.
Девичьи святочные гадания на суженого составляли особый комплекс праздничной обрядности, связанной с рождественско-масленичным периодом (ворожные вечера). Девушка, в полночь вглядывающаяся в зеркало при тусклом мерцании свечи – один из самых популярных художественных символов Святок. Этот трогательный мотив неоднократно встречается в литературной и живописной традиции.
Святки также осмысливались в народном сознании как «темное» время, поскольку славянская культура земледельческая, и значит, ориентирована на цикличность «жизни» солнца, а именно в этот период дни наиболее коротки, а ночи самые длинные в году. В этой связи именно на темное время суток – вечер и ночь – приходились основные святочные обряды. Собственно, для обозначения периодов в пределах Святок использовалось слово «вечер»: «святые вечера», «страшные вечера».
С приходом христианства многие святочные обычаи, несмотря на строжайшие запреты церкви «на ряженье и ворожбу», веками оставались практически неизменными (колядование, театрализованные действа – вождение козы), только всеобщий чувственный «разгул» постепенно принял более сдержанные, упорядоченные формы. Так, на праздник Богоявления (Крещения) традиционно устраивались смотрины – наряженные девушки собирались у проруби, где происходило водосвятие, либо на берегу реки, и парни высматривали себе невест. После Крещения в народе начинался «сезон» сватовства и свадеб, продолжавшийся вплоть до Масленицы.
День памяти Андрея Первозданного (13 декабря) считался в народе одновременно опасным и чудесным. Обычай гадать в Андреев день, как в день великомученицы Екатерины, был связан с присутствием в это время в мире особых потусторонних сил, могущих открыть будущее.
Традиционные гадания вечером Андреевого дня были следующими:
- девушка, желающая увидеть своего суженого во сне, сеяла в горшок с землей лен, а затем, прочитав над ним «Отче наш», девять раз стоя, девять раз на коленях и столько же раз сидя, приговаривала: «Святой Андрею, я на тебя лен сею, дай же мне знати, с кем я буду той лен рвати»;
- вечером девушки выбегали во двор и обхватывали колья забора, широко раскинув руки. Затем колья пересчитывали, и четное количество предвещало замужество в будущем году;
- в вечернее время девушки по очереди трясли забор или фруктовое дерево и, вслушиваясь в производимый ими шум, старались разобрать отдельные слова, указывающие на их будущее (имя суженого, откуда он родом, и тому подобное).
В некоторых областях гадания проводились в день памяти святой великомученицы Варвары (17 декабря), с которого начинались трехдневные Николины святки (молодежь с этого времени начинала готовиться к «настоящим» Святкам – шили наряды, мастерили маски для ряженья), продолжавшиеся до дня поминовения святого чудотворца Николая (19 декабря) – одного из наиболее почитаемых на Руси святых.
В Николин день особой популярностью пользовались подблюдные гадания, в которых принимали участие большие группы молодежи, главным образом девушки.
Ну и, конечно же, самым важным гадательным периодом не только в зимнюю пору, но и во всем году были Святки - период от Рождества до Крещения.
Девичьи святочные гадания на суженого составляли особый комплекс праздничной обрядности, связанной с рождественско-масленичным периодом (ворожные вечера). Девушка, в полночь вглядывающаяся в зеркало при тусклом мерцании свечи – один из самых популярных художественных символов Святок. Этот трогательный мотив неоднократно встречается в литературной и живописной традиции.
Святки также осмысливались в народном сознании как «темное» время, поскольку славянская культура земледельческая, и значит, ориентирована на цикличность «жизни» солнца, а именно в этот период дни наиболее коротки, а ночи самые длинные в году. В этой связи именно на темное время суток – вечер и ночь – приходились основные святочные обряды. Собственно, для обозначения периодов в пределах Святок использовалось слово «вечер»: «святые вечера», «страшные вечера».
С приходом христианства многие святочные обычаи, несмотря на строжайшие запреты церкви «на ряженье и ворожбу», веками оставались практически неизменными (колядование, театрализованные действа – вождение козы), только всеобщий чувственный «разгул» постепенно принял более сдержанные, упорядоченные формы. Так, на праздник Богоявления (Крещения) традиционно устраивались смотрины – наряженные девушки собирались у проруби, где происходило водосвятие, либо на берегу реки, и парни высматривали себе невест. После Крещения в народе начинался «сезон» сватовства и свадеб, продолжавшийся вплоть до Масленицы.
Похожие темы
» СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ НА ЛЮБОВЬ, ГАДАНИЯ НА СУЖЕНОГО
» СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ
» Гадания на замужество
» Гадания по родинкам
» СВАДЕБНЫЕ ГАДАНИЯ
» СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ
» Гадания на замужество
» Гадания по родинкам
» СВАДЕБНЫЕ ГАДАНИЯ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения